На нас постоянно льётся поток негатива — новости, проблемы на работе, с семьёй, детьми и т. д. Каждый по-разному справляется со стрессом. Кому-то достаточно сходить в спортзал или выехать на природу, кто-то засиживается в барах после тяжёлой недели, а некоторые повышают настроение с помощью шопинга. Чем больше проблем, тем больше покупок, многие из которых совершенно ненужные. Почему это всё равно не помогает и как остановиться?
Импульсивные покупки как способ борьбы со стрессом
У импульсивных трат на покупки появился новый термин — думспендинг (с англ. doom — гибель, конец света и spending — траты). Такое сочетание — «гибель» и «траты» объясняется тем, что человек делает покупки как в последний раз, когда всё вокруг, как ему кажется, летит в тартарары.
Происходит это в момент тяжёлых переживаний. Они могут быть вызваны самыми разными причинами — проблемами на работе, в семье, плохим финансовым положением или мыслями о происходящем в мире. Тогда и возникает навязчивое желание порадовать себя какой-нибудь новой покупкой. Причём неважно, насколько эта вещь в принципе нужна. Поэтому часто после приобретения она годами пылится на полке.
Может даже возникнуть ещё более парадоксальная ситуация. У человека нет денег на какую-то глобальную вещь — например, квартиру или автомобиль. Поэтому он компенсирует недостаток более мелкими покупками — на что хватает денег. В итоге в гардеробе появляется очередное вечернее платье, которое непонятно куда носить. Денег становится меньше, и тревожность ещё сильнее увеличивается. Возникает потребность в новых покупках. Человек попадает в замкнутый круг.
Современные технологии ещё больше провоцируют эту проблему. Теперь не нужно бегать по магазинам, а достаточно лёжа на диване листать страницы маркетплейсов, добавляя товары в корзину. Процесс похож на «думскролинг» — постоянное чтение новостей. Человек порой и сам осознаёт, что это плохо на него влияет, но остановиться не может.
Естественно, на бездумные траты людей подталкивает и мода с агрессивным маркетингом. Чтобы соответствовать своему окружению, многим «приходится» покупать кофе именно в кофейне и каждый год обновлять iPhone. При этом даже им очевидно, что ни в том, ни в другом нет острой необходимости.
Чаще всего думспендингу подвержены женщины и молодые люди.
Почему думспендинг не помогает, а вредит
В момент покупки человек действительно на время успокаивается. Проблема лишь в том, что думспендинг не решает причину беспокойства, и через время всё возвращается на круги своя.
Думспендиг — это лишь способ перенести свою тревогу на некое действие, в данном случае на шопинг. Но способ получается недешёвым и бесполезным.
Обратной стороной такого шопоголизма является то, что люди не способны копить в принципе. Любым появившимся у них деньгам они тут же найдут применение. Бесконечные мелкие траты на ненужные вещи постоянно откладывают более важные шаги: приобретение жилья, получение дополнительного образования, рождение ребёнка и т. д. Получается, что думспендинг снижает качество и уровень жизни, хотя шопоголикам может казаться, что всё наоборот.
В некоторых случаях люди могут быть настолько одержимы, что начинают влезать в долги.
Как избавиться от думспендинга?
Мы не всегда можем решить проблемы, которые стали причинами думспендинга. Поэтому психологи советуют отвлечься на более полезные и менее затратные вещи, нежели шопинг.
Начните с решения каких-то небольших задач, которые легко осуществить и которые дают ощущение контроля. Например, наведите порядок на своём рабочем столе или сложите бельё, — рекомендует психолог из Базельского университета в Швейцарии Джулиано Ларан, пишет Forbes.
Составьте список действий, к которым вы будете возвращаться, если почувствуете себя плохо и вновь потянет на покупки. Например, прогулки, занятие спортом, расслабляющая ванная или любое другое занятие, которое не заставляет вас смотреть в экран.
Отдых и развлечения тоже важны. Но закладывайте на это отдельный бюджет и старайтесь не выходить за его рамки. Если позволяют финансы, то можно даже откладывать часть на «неразумные траты».
Удалите со смартфона приложения маркетплейсов и отпишитесь в социальных сетях от аккаунтов, которые продвигают товары и услуги.
Мелкие и частые покупки стоит заменить поставленной целью купить что-то значимое. Рассчитайте, сколько вы сможете откладывать ежемесячно на свою мечту и сколько времени вам понадобится для её реализации. Старайтесь придерживаться плана.
Для контроля установите себе приложение, которое ведёт учёт доходов и расходов.