Почему нефть дешевеет а бензин дорожает

Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?

Содержание статьи

  • Почему бензин дорожает, а нефть дешевеет?
  • Как продать топливо
  • Почему в Америке бензин дешевле, чем в России

Так, в декабре 2014 года президент потребовал от ФАС выяснить причину, по которой цена бензина в России увеличилась на 10%, тогда как мировые цены на нефть упали на 35%.

На самом деле стоимость цен на нефть на мировых рынках абсолютно не влияет на цены на внутреннем рынке. Дело в том, что Россия не закупает нефть для ее переработки, а использует только собственную. При этом внутренние оптовые цены топлива в последние годы не только не снижались, но и росли (за 2014 год в среднем до 30%).

Причин, по которым в России дорожает бензин, несколько. В качестве основополагающих можно назвать монополизацию рынка; дисбаланс спроса и предложения; попытку нефтедобывающих компаний компенсировать упущенные доходы от продаж на внешних рынках за счет российских потребителей; а также налоговую политику в России.

Монополизация рынка

Уровень конкуренции на российском оптовом и розничном рынке продаж нефтепродуктов крайне низкий. А где монополизация рынка, там не работают механизмы конкуренции и цены во многом подконтрольны ведущим ВИНК. И никаких позитивных изменений в этой области в последние годы не происходит, напротив, рынок продолжает консолидироваться.

Нефтедобывающим компаниям невыгодно продавать нефть на российский рынок

Еще одна причина, которая объясняет, почему растут цены на бензин, это менее выгодные условия для продажи нефти на территории РФ, чем ее экспорт на мировые рынки.

Стоит отметить, что весомый вклад в такое положение дел внесла государственная политика. Государство также заинтересовано в продаже как можно большего количества энергоносителей на мировых рынках, так как от этого во многом зависит наполняемость бюджета. Поэтому создает дополнительные стимулы для роста экспорта.

Приоритет экспорта над внутренним рынком нашел свое закрепление в принятом налоговом маневре. Согласно ему, ставка НДПИ будет поступательно расти на фоне снижения экспортных пошлин. Так, в 2014 году ставка НДПИ увеличилась почти на 5% до 493 р./тонна, в 2015 году она возрастет до 530 р., в 2016 году – до 559 р. При этом экспортная пошлина сократилась до 59% в 2014 году и снизится до 57% — в 2015 году, 55% — в 2016 году.

Печально, конечно, что в конечном итоге за рост бюджетных поступлений в конечном итоге должны заплатить рядовые россияне. Оплачивая высокую стоимость бензина они компенсируют издержки нефтяников на рост НДПИ. При этом сами нефтедобывающие компании не так сильно пострадали от падения цен на нефть, так как из-за девальвации рубля их выручка в национальной валюте растет.

Дисбаланс спроса и предложения

Дисбаланс спроса и предложения – классическая причина роста цен на товары. Казалось бы, откуда в стране, которая сама добывает нефть может возникать дефицит?

Дело в том, что в условиях, когда экспорт становится экономически более выгодным, внутренний рынок испытывает дефицит. Так, по официальным оценкам предложение бензина на внутреннем рынке в последнее время уменьшилось на 2%, что подстегнуло вверх оптовые цены. Слухи о недостаточности предложения создавали почву для повышенного спроса, результатом чего стал дисбаланс.

Ряд аналитиков полагает, что такой ажиотаж искусственно создают сами ВИНК, тем самым подстегивая оптовые цены на топливо. В свое время ФАС даже возбуждало уголовное дело против ряда нефтедобывающих компаний за нарушение конкуренции.

Налоговая политика в России

По оценкам специалистов, цена нефти в структуре себестоимости бензина не превышает 6-10%. Поэтому на его стоимости практически не сказываются ценовые колебания на нефтяном рынке. А на что тогда приходится большая часть стоимости бензина? В России – на налоги (НДПИ, НДС, акцизы и пр.)

Помимо поступательного роста НДПИ, упомянутого выше, причина роста цен в последние годы — увеличение акцизов на бензин. В 2014 году на тонну «евро-4» они возросли до 9,4 тыс. р. (по сравнению с 8,6 тыс. руб. в 2013 году), на «евро-5» — до 5,7 тыс. р. (с 5,1 тыс. руб. в 2013 году). В 2015 году также предполагается увеличить акцизы на бензин пятого класса на рубль за литр, что увеличит цены на бензин в 2015 году еще на 10-15%.

Какие прогнозы цен на бензин в России на 2015 год?

Прогнозы цен на бензин на 2015 год также не предполагают снижения цен на топливо. Так, прогнозы ФАС предполагают, что рост цен на бензин в 2015 году будет находится на уровне инфляции, т.е. около 7%.

В Правительстве ожидают как минимум 10%-ный рост в связи с налоговым маневром. А аналитики полагают, что вскоре цены на бензин в России должны и вовсе сравняться с европейским уровнем в 1,1-1,5 евро/литр.

Парадокс России: почему нефть обвалилась, а бензин нет

Эксперты объяснили, почему топливо в России не дешевеет при падающей нефти

Цены на нефть падают уже второй месяц, а топливо в России продолжает дорожать. Владельцы независимых АЗС говорят, что могут совсем уйти с рынка, поскольку уже находятся на грани выживания. С их уходом страна может потерять до 60% инфраструктуры для заправки машин, что в итоге выльется в очередную волну повышения цен и ухудшения качества топлива. Пока ФАС считает устойчивой ситуацию на топливном рынке.

Нефть падает, бензин растет

С начала октября, когда баррель североморской марки Brent стоил $85,5, котировки к концу ноября упали более чем на 25%. По состоянию вечер 22 ноября нефть торговалась на уровне $63,1.

Котировки вернулись к показателям начала года, чего не скажешь о стоимости бензина. По данным Росстата, с начала года к 19 ноября цены на дизель выросли на 14%, а бензин марки Аи-95 подорожал на 9,5%.

За 19 ноябрьских дней средняя стоимость бензина осталась на уровне октября, а цены на дизель выросли на 2,5%. В октябре по сравнению с сентябрем рост цен на бензин составил 0,4%.

Цены на бензин в РФ никогда не шли вслед за нефтяными котировками, как при их росте до $120 за баррель, так и при падении до $40. Если бы стоимость топлива на АЗС определялась только рынком, то Аи-92 летом стоил бы более 50 рублей за литр, а сейчас — порядка 42 руб.,

подсчитала аналитик Vygon Consulting Анна Львова.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

Влияние лоббистов нефтяной отрасли в правительстве сложно переоценить, ведь до 40-50% доходов государственного бюджета формируется нефтегазовыми доходами, констатирует он.

Потенциал есть, возможности ограничены

То, что потенциал для снижения цен на бензин, есть, подтверждает и Федеральная антимонопольная служба. «Сейчас биржевые продажи нефтепродуктов чуть меньше в ежедневном объеме, но выше нормативов.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

— отметил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на форуме «Биржевой товарный рынок».

Обычно, когда внутренний рынок становится по цене более предпочтительным, чем экспортная поставка, происходит снижение цены, но сейчас этого не происходит, отмечает глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Причина, по его словам, в том, что цены на внутреннем рынке при заключении соглашения между правительством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) были зафиксированы на пике роста.

«То есть все экономические основания, связанные с падением цены на нефть, падением нетбэка для того, чтобы реальная оптовая цена сегодня проседала, есть, но цены зафиксированы «на горке» и цена не проседает»,

— констатировал Баженов. При этом действия самого крупного игрока направлены на то, чтобы оптовая цена сегодня соответствовала мелкооптовому индикативу, добавил он.

«Роснефть» на прошлой неделе приостановила поставки нефтепродуктов на биржу. Свои действия компания в специальном письме к ФАС обосновала тем, что биржевые трейдеры, по ее мнению, создают условия для нерыночного ценообразования.

Данная ситуация, по словам Голомолзина, обсуждается в правительстве, у ведомства налажен диалог с самой компанией, окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Между тем дефицита на бирже, по его словам, нет, так как другие ВИНКи увеличили объемы торгов и перевыполняют нормативы по продаже топлива на бирже.

При этом в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10-15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке», — добавил он.

Читать еще:  Как рассчитывается кредитная ставка

Смерть розницы

Напомним, что в начале ноября Минэнерго РФ подписало соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями по сдерживанию отпускных оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо на уровне конца мая 2018 года.

Заморозка установлена до конца года, затем до 31 марта 2019 года в связи с повышением НДС цены вырастут на оптовом рынке на 1,7%, а дальше начнут расти в соответствии с инфляцией. Кроме того, эти договоренности предполагают увеличение поставок топлива на 3% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.

Как отмечал профильный вице-премьер Дмитрий Козак, такие цены на оптовом рынке позволят обеспечивать маржу для АЗС, расчетный уровень которой должен составлять 2,7 тыс. руб. за 1 тонну.

Независимым АЗС, которые, по словам Баженова, «в кабинетных обсуждениях» не участвовали, также рекомендовано придерживаться указанных параметров и не повышать цены более чем на 4%.

Если сравнить индикативные оптовые цены и реальные розничные, то маржа АЗС в среднем по стране оказывается действительно равной около заявленных 2700 рублей за тонну, однако индикативные цены не всегда соответствуют экономически обоснованным, рассчитываемым как стоимость топлива на НПЗ-поставщиках и доставка до региона, отмечает Анна Львова.

Из-за этого заводам невыгодно поставлять топливо в отдельные субъекты РФ, и в них возникает дефицит и мелкооптовые цены растут. Особенно острая ситуация на рынке дизеля, где индикаторы не учитывают подорожания зимних марок в сравнении с летними до 3000 руб./т. В конечном итоге больше всего страдают независимые АЗС, не имеющие возможность компенсировать убытки за счет сегмента добычи, констатирует аналитик.

«Учитывая среднее значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы возьмем и окунемся в реальность, то увидим, что при суточной реализации в 10 тысяч литров операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. И это минимальные операционные затраты», — отмечает Баженов.

Когда допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, можно ожидать закрытия большого количества независимых заправок, резюмировал он.

По расчетам Независимого топливного союза, в России инфраструктурно-независимый сектор занимает 60% рынка по количество АЗС (порядка 15 тыс. заправок, против 10 тысяч — у ВИНКов). Но соотношение по объему продаж — 30% на 70%. При этом, частные АЗС очень часто являются единственными продавцами топлива в отдельных районах.

«Если не станет независимых заправок, то в целом оставшаяся инфраструктура позволит заправить лишь порядка 20 млн автомобилей при имеющихся на сегодня 50 млн машин. Вот такой баланс будет»,

Не исключено, что в условиях низкой маржинальности качество топлива на независимых АЗС может ухудшиться.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее посоветовал независимым игрокам увеличивать объем дополнительных услуг. Напомним, что еще весной в Госдуму был внесен законопроект о снятии запрета на торговлю пивом и вином на автозаправочных станциях.

Почему бензин в России никогда не подешевеет

Чем отечественный топливный рынок отличается от американского

07.02.2019 в 15:49, просмотров: 15661

Как известно, в России бензин дорожает только в двух случаях: когда цены на нефть растут и когда они падают. На вопрос, почему в стране, обладающей шестыми по объемам запасами нефти в мире, топливо постоянно растет в цене, люди отвечают по-разному. Одни винят в жадности нефтяных магнатов, которые наживаются на потребностях населения в транспорте. Другие уверены, что правительство не в состоянии регулировать ценовую политику на топливном рынке, поэтому в случае резких скачков стоимости бензина в ситуацию приходится вмешиваться лично главе государства. Эксперты уверены, что чиновникам стоит присмотреться к опыту США, где тарифы на бензин определяются главным образом экономическими факторами: если нефть падает в цене, то и топливо на заправках дешевеет.

В прошлом году россияне дважды сталкивались со скачкообразным повышением цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь АИ-95, к примеру, подорожал с 41 до 46 рублей за литр. Стабилизировать положение позволило только соглашение правительства с нефтяниками, которое было достигнуто после долгих переговоров и заключено только на небольшой срок. Чиновники признают, что потенциал для снижения стоимости горючего существует. Однако договориться относительно методов достижения такого результата они пока не в состоянии.

В отличие от нашей страны в США цены на топливном рынке достаточно волатильны и определяются не волей чиновников, а мировыми экономическими трендами — они повышаются, когда дорожает нефть, и снижаются, когда «черное золото» дешевеет. Президент Дональд Трамп настаивает на низкой стоимости горючего, так как это стимулирует развитие экономики в его стране, и регулярно упрекает ОПЕК и другие страны-экспортеры в искусственном завышении цен на «черное золото». Сможет ли Россия воспользоваться американским опытом и наступят ли у нас времена, когда бензин будет не только дорожать, но и дешеветь вслед за мировыми ценами на нефть?

В Техас за горючим

Наличие в США огромного числа независимых добывающих и перерабатывающих производств, а также частных розничных сетей АЗС позволяет американцам варьировать цены на топливо с учетом специфики каждого региона. Стоимость бензина может серьезно отличаться не только в разных штатах — даже в одном городе, потребности которого обеспечивают несколько поставщиков, можно найти топливо подешевле или подороже.

Самый дорогой бензин традиционно приходится приобретать автомобилистам Калифорнии: в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско за один галлон горючего (около 3,8 литра) требуют до $4. В пересчете на привычные нам объемы получается, что литр бензина обходится жителям штата в $1,05 (около 70 рублей). В Техасе галлон бензина стоит менее $2. То есть литр топлива там вдвое дешевле — всего $0,5, или примерно 35 рублей.

Ответить, почему американцы в состоянии снижать цены на топливо, когда мировые котировки «черного золота» падают, можно, взглянув на структуру, из которой складывается стоимость топлива на рынке США. Дело в том, что почти две трети стоимости американского бензина (58%) определяются как раз котировками на сырую нефть. Еще 15% приходится на налоги и акцизы, около 17% составляют издержки на переработку, а затраты на организацию розничной продажи горючего, а также маржу не превышают 10%.

В США иной раз даже возникают скандалы относительно слишком дешевого бензина. Осенью 2018 года представители Демократической партии обвинили Дональда Трампа в искусственном создании транспортного коллапса на автомобильных дорогах. Незадолго до Дня благодарения, который американцы отмечали 22 ноября, цены на сырую нефть на мировом рынке резко упали — с $85 до $60 за баррель. В результате бензин в США подешевел на 15%. Жители страны отказались от поездок к родственникам на праздник на общественном транспорте в пользу личных авто. Трампу даже пришлось извиняться на своей странице в Твиттере. «Под моим давлением цены на бензин опустились так низко, что все большее число людей водят машины. Я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Всем приношу свои извинения», — с сарказмом отметил американский президент.

Трамп, конечно, иронизировал. Но если серьезно, то конструкция американского топливного рынка способна вызывать у российских автомобилистов настоящую зависть. В начале 2016 года, когда нефть упала ниже $30 за баррель, розничные цены на топливо в США сократились до 26 рублей за литр в переводе на российские деньги. Ряд заправок в запале конкурентной борьбы продавали топливо себе в убыток, лишь бы сохранить постоянных (особенно корпоративных) клиентов. Рекорд поставила одна из сетей АЗС в Мичигане, которая продавала горючее по 50 центов за галлон — 8,5 рубля за литр. В России в то время топливо стоило примерно 35–36 рублей.

При этом нельзя забывать, что средний размер оплаты труда в США доходит до $3,5 тыс. в месяц. Это около 235 тыс. рублей. В России такие зарплаты не снятся даже многим ведущим специалистам своей отрасли — согласно официальной статистике, менее 5% граждан в нашей стране получают оклады в 100 тыс. рублей и более. Основная масса населения, по данным Росстата, довольствуется зарплатами в районе 40 тыс. рублей. Причем, по независимым оценкам, эта сумма завышена на 10–15 тыс. рублей. Поэтому «бензиновое бремя» является весьма ощутимой статей расходов большинства российских семей.

Как кусаются налоги

Российский бензин никогда не дешевеет, потому что ценообразование на отечественном рынке нефтепродуктов серьезно отличается от американских стандартов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, фискальная часть «съедает» не менее 60% тарифов на бензин. «Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10%. Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20% стоимости горючего. И лишь 10% приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива, — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева. — На стоимость топлива в России влияет в гораздо большей степени не цена нефти, а налоги, поэтому, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в рознице».

Фискальная тема является объектом ожесточенных споров между добывающими компаниями и чиновниками. Государство пытается маневрировать: время от времени идет на уступки производителям — например дает возможность восполнить потери от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года, а с февраля снижает пошлины на экспорт нефтепродуктов. А иной раз закручивает гайки и повышает акциз на бензин (с этого года его ставка увеличилась в 1,5 раза), увеличивает налог на добычу полезных ископаемых, а также грозит применением временных заградительных пошлин на экспорт «черного золота».

Читать еще:  Сбербанк онлайн как сменить номер телефона

Правда, для стабилизации топливных цен зачастую приходится включать ручное управление отраслью и прибегать к прямым договоренностям с нефтяниками о сдерживании тарифов горючего. Последняя из подобных сделок была согласована в октябре 2018 года. Нефтяники согласились заморозить стоимость бензина на июньском уровне (45–46 рублей за литр АИ-95).

Правда, эксперты считают, что очередной резкий рост цен на топливо не за горами. Сразу после новогодних праздников на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, служащей основной площадкой внутреннего и внешнего сбыта российского горючего, оптовая стоимость бензина в среднем подскочила на 5%. Это и был подарок нефтяникам, который нивелировал дополнительные затраты от повышения НДС. В свою очередь, маржа независимых сетей АЗС, которые занимают более половины розничного рынка топлива России, сократилась до минимума.

Новая волна роста стоимости бензина обещает произойти в апреле-мае этого года. Последняя договоренность между нефтяниками и правительством действует до конца марта. По истечении этого срока оптовые торговцы — перерабатывающие заводы, принадлежащие добывающим холдингам, окажутся вправе повышать отпускные цены, что, естественно, вызовет рост и розничных тарифов. Растущий спрос на сырье, который предполагается на мировом рынке к этому времени, снова приведет к увеличению поставок углеводородов на экспорт, тогда как на внутреннем рынке может опять образоваться дефицит, что приведет к повышению стоимости топлива. Цены на АЗС уже и так растут, однако пока это происходит в отдельных регионах и в целом по России подобный процесс практически незаметен.

Догоним или перегоним Америку?

Как признает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, потенциал для снижения стоимости горючего существует. Он объясняет, что эффективно сдержать цены можно не с помощью административных ресурсов, а за счет принципов рыночной экономики. Для этого нужно снова задействовать налоговое регулирование и жестко привязать уровень экспортных фискальных сборов к мировой стоимости сырья. Впрочем, пока эта идея не находит положительного отклика в Минфине — ведомстве, ответственном за доходы федерального бюджета.

Но если консенсус между ведомствами будет найден, то теоретически должно получиться по американской схеме: мировые цены на нефть падают, российские экспортеры, пользуясь внутренним снижением налоговой нагрузки, сокращают поставки за рубеж — и стоимость горючего на отечественных АЗС снижается. «Дополнительные объемы поставок на внутренний рынок могли бы стабилизировать и даже улучшить ценовую ситуацию на отечественном розничном рынке топлива», — уверен Голомолзин. Его служба обещает предостеречь нефтяников от необоснованного повышения цен на топливо путем ежедневного мониторинга стоимости горючего.

Правда, утверждать, что подобная система управления ценами может наладиться в России, пока преждевременно. Во-первых, резкого обрушения цен на нефть в обозримой перспективе не ожидается — политические неурядицы в Венесуэле и ужесточение санкций в отношении Ирана могут нарушить давно отлаженный механизм поставок сырья на мировой рынок. Итогом может стать повышение цен до $80 за баррель. «В стоимость бензина нефтяники кроме акциза и других растущий налогов закладывают общую неуверенность в стабильности мировой экономики», — отмечает старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-вторых, фиксация цен на топливо, оговоренная в прошлом году чиновниками и вертикально интегрированными нефтяными компаниями, произошла на пике роста стоимости горючего. Достигнув определенной планки, продавцы бензина вряд ли станут двигаться в сторону снижения ценников на АЗС.

Вопрос возможного подорожания бензина продолжает активно дискутироваться в правительственных кругах. На днях в Совете Федерации в рамках правительственного часа выступил вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак, пообещавший, что кабмин будет контролировать «рынок моторного топлива всеми доступными методами, чтобы выдержать целевые показатели, по которым была достигнута договоренность». Впрочем, скорее речь снова идет не о рыночных способах по сдерживанию цен, а о подключении административного ресурса и заключении с нефтяниками нового соглашения.

«В результате получается парадокс. С одной стороны, власть утверждает, что существуют все предпосылки для снижения цен на горючее путем регулирования налогообложения. В случае создания такого по-настоящему работоспособного механизма со временем ценообразование на топливном рынке России повторило бы американский, гибкий вариант, — отмечает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов. — С другой стороны, чересчур активно жонглировать налогами чиновники не в состоянии, так как финансовые поступления от сырьевой отрасли формируют более половины федерального бюджета и служат залогом своевременного повышения пенсий и зарплат госслужащих. Это доказывает, что низкие цены — не в интересах правительства. Поэтому говорить, что Россия в ближайшее время сможет создать инструмент для управления топливными тарифами, который бы, как и в США, позволял оперативно снижать стоимость горючего, пока преждевременно».

Между тем нефтегазовые эксперты уже обсуждают идею продажи бензина по пол-литра. «Стоимость топлива не будет нервировать потребителя хотя бы на стелах с ценами. Однако это маскировка симптомов, а не лечение болезни, — предупреждает Кокорева. — Автолюбители сейчас стараются заправляться на небольшую сумму — 500–1000 рублей. Растущая стоимость бензина не прибавит в таком чеке литров, а заправку придется посещать гораздо чаще».

Почему нефть дешевеет, а бензин в России дорожает ?

Литр бензина в России подорожал до 32 рублей. В Венесуэле, которая как и РФ является крупнейшим экспортером нефти, за меньшую сумму можно заправить полный бак. Что же происходит с топливом в нашей стране? Государство обвиняет нефтяников в манипулировании ценами. Компании, в свою очередь жалуются на слишком большую налоговую нагрузку. Пока они спорят друг с другом, за все платит потребитель. «Лента.ру» попыталась разобраться, кто именно виноват в подорожании бензина.
Опасные прогнозы
Время от времени эксперты шокируют общество прогнозами роста цен на бензин. Возникает справедливый вопрос: почему в стране, которая занимает одно из лидирующих мест по добыче углеводородов, а также обладает мощным нефтеперерабатывающим потенциалом, скоро станет накладно пользоваться автомобилем? С каждым годом в России производится все больше бензина. По данным Росстата, в 2013 году нефтеперерабатывающие заводы выпустили 38,8 миллиона тонн топлива, в 2012-м — 38,2 миллиона тонн, в 2011-м — 36,8 миллиона тонн. Серьезного дефицита на рынке не наблюдается, тем не менее, цены растут.
В сентябре обнаружилась недопоставка бензина на внутренний рынок. Нефтяные компании объяснили ее ремонтом на крупных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в России и Белоруссии. Но в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что предприятия искусственно ограничивают поставки и пытаются на этом заработать. Еще в августе ФАС собиралась начать целую серию антимонопольных расследований в отношении нефтяников, но пока дело ограничивается мониторингом ситуации. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, задачу по удержанию цен на топливо можно выполнить. Напомним, что за первые восемь месяцев этого года цены выросли на 5,3 процента.
Это далеко не первый раз, когда ФАС одергивает представителей отрасли. Так, в сентябре 2013 года ведомство направило письмо в Московскую топливную ассоциацию (МТА — некоммерческая организация, объединяет 27 участников столичного рынка нефтепродуктов) письмо с предостережением за неуместные прогнозы. В письме сказано, что вице-президент МТА Алексея Небольсин выступил в СМИ с завышенными прогнозами роста цен на бензин. «Подобные прогнозы могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них», — считают в ФАС. Сам господин Небольсин тогда говорил, что СМИ неправильно интерпретировали его слова.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»
Пока государство и нефтяные компании разбираются друг с другом, цены продолжают расти. И это с учетом подешевевшей российской нефти. Необходимо понять, действительно ли текущие цены на бензин обоснованы. И если да, то почему топливо дорожает так быстро.
Дорогое удовольствие
По данным Thomson Reuters KORTES, стоимость бензина АИ-92/93 в России с января по сентябрь выросла с 29,81 до 32,12 рубля за литр. Для сравнения, в мае правительство Венесуэлы приняло решение не повышать цены на бензин, которые считаются самыми низкими в мире. Так, венесуэлец может заправить полный бак высокооктановым топливом всего за 20 рублей.
В арабских странах, которые также как и РФ являются производителями нефти, складывается похожая с Венесуэлой ситуация. По данным GlobalPetrolPrices, литр бензина в Саудовской Аравии стоит около шести рублей, в Сирии — чуть больше двух рублей, в Кувейте и Катаре — примерно 9 рублей. Из общего ряда нефтедобытчиков выбивается Норвегия. Там литр моторного топлива стоит около 90 рублей. Но не стоит забывать о том, что зарплаты в этой стране — одни из самых высоких в мире. По данным статистического управления Норвегии, в третьем квартале 2013 года средняя заработная плата составляла 43,5 тысячи крон или 217,5 тысяч рублей. В США цены на бензин на уровне российских — 35 рублей за литр. И это при том, что пока Соединенные Штаты остаются импортером нефти.
Из чего же складывается цена на литр бензина в России? Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко рассказал «Ленте.ру» о структуре ценообразования на примере бензина марки АИ-92. Себестоимость добычи нефти в конечной стоимости литра топлива занимает 5,37 процента. 9,37 процента уходит на переработку и транспортировку, 15,68 процента — маржа при реализации бензина на оптовом рынке (на розничном рынке в стоимость литра топлива заложена отрицательная маржа в 3,75 процента. Она компенсируется за счет оптовой). Все остальное — налоги. 23,29 процента в конечной стоимости литра бензина — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22,37 процента — акциз и еще 20,57 процента — другие налоги, в том числе на добавленную стоимость и на прибыль. Таким образом, в стоимости бензина 20 из 32 рублей — это налоги.
40 литров бензина в Венесуэле стоят 0,6 доллара
40 литров бензина в Венесуэле стоят 0,6 доллара

Читать еще:  Как перевести деньги с tele2 на билайн

Фото: Jorge Silva / Reuters
Господин Сергиенко прогнозирует, что бензин продолжит дорожать. Дело в том, что в 2015 году ожидается реализация налогового маневра. Проще говоря, правительство собирается поднять НДПИ и одновременно снизить экспортные пошлины. По мнению властей, это позволит увеличить бюджетные доходы. «По осторожным оценкам Минфина, в результате перераспределения налоговой нагрузки розничные цены на бензин могут подняться 1,5-3 рубля. Но только в результате соответствующего снижения вывозных пошлин», — сообщает исполнительный директор МТА. По его мнению, чтобы бензин подешевел, необходимо снизить налоги. Но государство на это не пойдет, поскольку половина бюджета формируется за счет поступлений от нефтегазовой отрасли.
Бензиновая олигополия
Впрочем, не только высокая налоговая нагрузка является причиной для высоких цен на бензин. Проблема кроется в самой структуре российского рынка нефтепродуктов. За десятилетия строительства капитализма в этом сегменте так и не удалось создать полноценные рыночные механизмы, как впрочем, и во всех областях, связанных с ресурсами. Поэтому даже при дешевеющей нефти автомобилисты будут платить все больше — у нефтяных компаний есть широкое поле для маневра.
Эксперт независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов пояснил «Ленте.ру», что российский топливный рынок является классической олигополией. Его отличительной чертой является несовершенная конкуренция между большими игроками. «Это пять крупнейших компаний, от действий которых полностью зависит ситуация на рынке. При этом отдельные региональные рынки могут быть как монополизированными (Сибирь, Дальний Восток), так относительно конкурентными (Центральная Россия)», — прокомментировал господин Турукалов. Он считает, что для удержания цен необходимо ужесточить штрафные санкции за недопоставку бензина на внутренний рынок. «Штрафы должны быть на уровне прибыли, которую нефтяные компании извлекают в случае ценовых скачков», — подчеркивает господин Турукалов.
Кроме того, потребители оплачивают из своих карманов модернизацию НПЗ. В конечную стоимость бензина закладывается так называемая инвестиционная составляющая. Особенно она нужна компаниям сейчас, когда они планируют усовершенствовать свои нефтеперерабатывающие заводы, чтобы выпускать топливо экологического стандарта Евро-5. Начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике аналитического центра при правительстве России Александр Курдин в беседе с «Лентой.ру» подтвердил, что модернизация НПЗ способна внести дополнительный вклад в рост цен.

Фото: Андрей Коршунов / «Коммерсантъ»
Таким образом, конечная стоимость бензина складывается в результате как высокой налоговой нагрузки на предприятия, так и политики самих нефтяников. В основе экономического развития страны сейчас лежит добыча и продажа энергоносителей. Поэтому отпускать отрасль в свободное плавание к полноценному рынку не станут. Государство заинтересовано в наполнении казны, нефтяники хотят наращивать прибыль. Слабым звеном в этой «пищевой цепочке» остается потребитель, на чьи плечи ложатся все издержки. Последняя надежда автомобилистов — плавный рост цен на бензин, ведь дешеветь он точно не будет.
Марат Селезнев

Почему, когда нефть дешевеет, бензин дорожает

Президент Владимир Путин собирается выяснить у главы ФАС, можно ли снизить стоимость бензина на заправках. А то что же получается — инфляция в 2017-м была 2,5%, а бензин подорожал на 7,2%.

— Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность, — заявил глава государства.

Путин добавил, что стоимость бензина связана с размером акцизов и мировыми ценами на нефть, которые сейчас держатся на «достаточно высоком» уровне.

Мы решили разобраться, от чего зависят аппетиты АЗС. С точки зрения здравого смысла стоимость бензина зависит от цены нефти. Есть сырье, есть конечный продукт — между ними прямая связь. Но в реальности горючее на АЗС и баррель «черного золота» живут независимо. Не важно, дорожает нефть или дешевеет, — топливо всегда прибавляет в цене. Убедитесь сами.

Почему бензин при дешевой нефти стоит выше, чем при дорогой?

— В цене бензина составляющая нефти не такая большая (из чего складывается стоимость горючего, смотри в инфографике. — Авт.), — рассказал «Комсомолке» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. — Больше половины цены приходится на налоги и акцизы.

— Но если нефть обваливается в два раза, бензин-то должен подешеветь. Хоть на сколько-то процентов!

— По идее да. Но государство использовало налоговый маневр (экспортные пошлины уменьшили, налог на добычу полезных ископаемых увеличили. — Авт.). Падение сборов в бюджет, вызванное снижением цены на нефть, компенсировали повышением акцизов на бензин.

Махонин рассказал, что отправка тонны бензина на экспорт выгоднее на 10 тыс. руб., чем продажа его в России . Была бы воля нефтяников, они бы все перекачали за границу. Но это им запрещает закон — в стране дефицита топлива быть не должно.

Компенсируя упущенную выгоду, нефтяники поднимают цены на внутреннем рынке.

Акцизы на топливо с 1 января уже выросли и вырастут еще (подробнее см. в инфографике)! Они необходимы дорожным фондам — отказаться от этих денег государство не может. Получается, бензин будет дорожать. Мы чувствуем уже сегодня: c 1 января 2017 года литр 95-го прибавил в цене 11 копеек.

Почему бензин в США и России стоит одинаково?

Литр 95-го бензина в России сейчас стоит 73 цента, в США — 75 центов. Разницы практически нет.

Но средняя з/п в Штатах — $3263, в России — $570. Для американца топливо почти в шесть раз доступнее, чем для россиянина.

— Бензин у нас и в США всегда стоил примерно одинаково, — рассказал « КП » президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — В Америке в цене горючего на налоги приходится 15 — 20%. В России — больше 60%. Зато у нас самый дешевый бензин в Европе .

Если бы в России акцизы были как в США, то тогда литр 95-го стоил бы 25 рублей.

В агентстве Bloomberg посчитали, что жители США тратят 1,6% своего заработка на бензин, россияне — 8,5% .

Читайте также

«Достали звонки с предложениями кредита!» Можно ли побороть банковский спам

Корреспондент «КП» вступила в неравный бой с назойливыми операторами колл-центров

С 1 января стало проще продать единственное жилье

Если вы им владели более трех лет, не надо платить подоходный налог с вырученной суммы

Новые законы с 1 января: как изменит нашу жизнь год Крысы

Детские пособия подрастут, рыбачить будем по-новому, а на полках появится сертифицированная по российским стандартам органическая еда

С новым газом: почему транзитная сделка между Россией и Украиной это хорошо

Соглашение о прокачке российского газа будет действовать до конца 2024 года

Ни катастрофы, ни рывка: как наша экономика застряла в стабильности и чего ждать дальше

5 российских экономистов — о главных достижениях, провалах и прогнозах года

Банки начнут брать комиссию за переводы по номеру телефона

Использование Систем быстрых платежей подорожает, и часть издержек ляжет на клиентов

Возвращаем престиж рабочим профессиям

Всероссийский фотоконкурс «Лица труда», организованный «Партией Дела» и ИД «Комсомольская правда», второй год подряд приковывает к себе внимание огромного числа россиян

Россия и Украина начали процесс подписания договора о транзите газа

В этом году Европа, похоже, не замерзнет.

Крымские чиновники положили себе под елочку премий на 123 миллиона

Больше всех досталось сотрудникам аппарата Совмина

Росстат: Еще 16 лет россияне будут вымирать, мигрантов нужно больше. И это еще оптимистичный сценарий

Опубликован обновленный прогноз изменения численности населения Российской Федерации к 2036 году

Что станет с ценами на бензин, машины и ОСАГО

В уходящем году у водителей было немало поводов для стресса

В Москве перестали дорожать двухкомнатные квартиры

Яндекс.Недвижимость подвела итоги года на столичном рынке жилья

3 шага к исполнению желаний

Подробная инструкция как в Новый Год словить удачу и выиграть желаемые подарки

Сбербанк отменяет роуминг

Управлять собственным бизнесом приходится круглосуточно, а порой и из любой точки мира. Время не ждет: клиентам и партнерам все равно, где вы находитесь, если вопрос срочный

Дорогие телефоны и мебель в кабинеты: на чем кроме авто могут сэкономить российские чиновники

В правительстве предлагают пересадить госслужащих на такси

Почему работать в январе выгодно, а ездить в отпуск — наоборот

Стоимость каждого рабочего дня в первый месяц года выше

Металлоинвест в 2019 году улучшил показатели в области устойчивого развития

Ведущая горно-металлургическая компания России Металлоинвест завершает 2019 год с дальнейшим улучшением показателей в сфере устойчивого развития

3 шага к исполнению желаний

Подробная инструкция как в Новый Год словить удачу и выиграть желаемые подарки

Что подарить на Новый год?

Праздник уже близко, а вы всё ещё не знаете, что подарить родственникам, друзьям или коллегам? Мы вас спасём! Узнайте беспроигрышный вариант подарка

Консультант в вашем экране

В нашей жизни все больше гаджетов — и все меньше времени с ними разбираться. Лучший способ что-то объяснить — это показать. Но как это сделать, если консультация проходит по телефону?

Сергей Сторчак: За счет Стабфонда мы расстались с внешними долгами

Заместитель министра финансов в эксклюзивном интервью «КП» прокомментировал заявления Кудрина о роли Путина в создании стабилизационного, резервного фонда и ФНБ

«Роснефть» перешла на использование собственных катализаторов в нефтепереработке

Нефтегазовая компания активно занимается импортозамещением технологий

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector